ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА НАПИСАНИЯ И КРИТЕРИИ
Основные правила написания и критерии
Итоговое сочинение традиционно проходит в декабре. Школьникам предстоит за 3 часа 55 минут написать развернутое, структурное и аргументированное сочинение по одной из выбранных тем.
- Объем должен быть не меньше 250 слов, иначе будет поставлен незачет.
- Сочинение должно быть написано самостоятельно.
По структуре итоговое сочинение в 2023/2024 учебному году сильно отличается от сочинения ЕГЭ. Комплект из шести тем вы получите только за 15 минут до экзамена, заранее известны лишь разделы и подразделы банка тем.
Итоговое сочинение 2023/2024: критерии оценивания
Сочинение оценивается по пяти критериям, по каждому можно получить или зачет или незачет. Первые два критерия самые важные: если не получить по ним зачет, экзамен провален. Чтобы получить зачет за сочинение в целом, нужно справиться с первыми двумя критериями и еще хотя бы одним.
1. Соответствие теме
Самое важное — не уходить от темы, соотнести доказательство и вывод с тезисом, не подменять понятия.
2. Привлечение литературного материала
Чтобы получить зачет, нужно привести минимум один литературный аргумент — из русской классики, школьной программы или мировой литературы. Можно использовать даже «Гарри Поттера» или «Голодные игры». Главное — написать развернутый аргумент, который подтвердит ваше мнение.
3. Композиция и логика рассуждения
Чтобы получить балл по этому критерию, предлагаем использовать классическую структуру сочинения.
5 абзацев:
- вступление (тезис),
- собственное мнение, которое доказывается аргументами,
- аргумент 1 (доказательство и микровывод),
- аргумент 2 (доказательство или контраргумент + микровывод),
- вывод (итог рассуждений).
Если сочинение выстроено логично и в нем есть абзацное членение, то данный критерий засчитают.
4. Качество письменной речи
Если всё настолько плохо, что речевые ошибки затрудняют понимание смысла, ставят незачет, если мысль ясна — зачет.
5. Грамотность
Незачет поставят, если на 100 слов приходится в сумме более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных. Помните, что на сочинении можно пользоваться орфографическим словарем! Этот поможет свести орфографические ошибки к минимуму.
Аргументы для итогового сочинения 2023/2024
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
Темы этого раздела будут связаны с вопросами, которые человек задает себе сам в ситуациях нравственного выбора: о нравственных идеалах и моральных нормах, о добре и зле, о свободе и ответственности. Данный раздел побуждает к самоанализу, осмыслению опыта других людей или литературных героев, стремящихся понять себя.
Возможные темы
- Согласны ли вы с тем, что муки совести — самое страшное наказание?
- Почему человеку важно найти ответ на вопрос о смысле жизни?
- Можно ли оправдать плохой поступок?
- Может ли любовь спасти заблудшую душу?
Литературные аргументы
- Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»
- А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»
- А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»
- С. Коллинз. «Голодные игры»
- У. Голдинг. «Повелитель мух»
- М. Горький. «Старуха Изергиль»
- Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
- А. Грин. «Зеленая лампа»
- М. А. Булгаков. «Мастер и Маргарита»
- А. Дюма. «Граф Монте-Кристо»
- С. Есенин. «Черный человек»
- А. И. Куприн. «Гранатовый браслет»
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
Темы этого раздела нацеливают на размышление о семейных и общественных ценностях, традициях и обычаях, отношениях и влиянии общества, семьи на человека.
Возможные темы
- Почему для некоторых людей так важно общественное мнение?
- Как окружение влияет на ребенка?
- На что готов пойти человек ради своей семьи?
- Человек должен жить для себя или на благо общества?
Литературные аргументы
- Л. Н. Толстой. «Война и мир»
- Л. Н. Толстой. «Анна Каренина»
- Дж. Сэлинджер. «Над пропастью во ржи»
- М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»
- А. С. Грибоедов. «Горе от ума»
- Дж. Роулинг. «Гарри Поттер»
- Н. В. Гоголь. «Тарас Бульба»
- А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
Темы этого раздела подталкивают к рассуждению об искусстве и науке, о таланте, ценности творчества и научного поиска, о собственных интересах в области искусства и науки. Также темы могут быть связаны с вопросами экологии и роли природы в жизни человека.
Возможные темы
- Как произведения искусства могут повлиять на личность и воспитание?
- Почему важно сохранять историческую память и традиционные ценности?
- Согласны ли вы с мнением, что природа может существовать без человека, а человек без природы — нет?
- Как достижения науки и технологий повлияли на человека и природу?
- Можно ли пренебречь природой во имя технического прогресса?
Литературные аргументы
- Р. Брэдбери. «451° по Фаренгейту»
- О. Хаксли. «О дивный новый мир»
- И. С. Тургенев. «Отцы и дети»
- Дж. Оруэлл. «1984»
- Е. И. Замятин. «Мы»
- С. Коллинз. «Голодные игры»
- У. Голдинг. «Повелитель мух»
- В. Г. Распутин. «Прощание с Матёрой», «Уроки французского»
- Д. Киз. «Цветы для Элджернона»